Ребенок не говорит: медицинские и социальные аспекты

развитие ребенка

Этапы развития речи зависят от возраста ребенка. Первый его крик родители слышат сразу после рождения, через 30-40 дней наслаждаются милым «гулением», детский лепет начинается с 4-5 месяцев, а первые слова можно услышать в 8-9 месяцев.


Если же к 2-м годам у сына или дочери наблюдается малый запас слов, отсутствие в разговоре простейших фраз, например, мама дай, ляля спит, то родителям рекомендуется обратиться за консультацией к ряду специалистов, включая логопеда, детского невролога, психолога, дефектолога, в некоторых случаях ЛОРа и стоматолога.


Насторожить должно отсутствие у малышей 3 лет связной речи,

недоговаривание частей слов, невозможность построения грамматической конструкции и внятно выразить с помощью речи какую-либо просьбу, желание.

Квалифицированные врачи центров детской психологии, логопедии проведут комплексную диагностику, проконсультируют по программе коррекции речи, выстроят эффективный план работы по лечению ЗРР (задержки речевого развития), ЗПРР (задержки психо-речевого развития) или других отклонений в психоэмоциональном развитии.

Причины запаздывания овладения устной речью делятся на две группы:


  • Медицинские аспекты. К патологическим процессам, затрагивающим деятельность головного мозга, которые могут проходить внутриутробно или после рождения, относятся тяжелые роды, последствия гипоксии, асфиксии, недоношенности, инфекции и пр. Имеет место наследственный фактор, а также длительные или серьезные заболевания (менингоэнцефалит, энцефалопат, тугоухость и др.).

  • Социальные причины. Часто ребенок не говорит в 2-3 года из-за педагогической запущенности, недостатка семейного общения, психологического запугивания, чрезмерного давления или, наоборот, гиперопеки, излишней тревожности родителей. Задерживать речевое развитие детей может смена страны проживания и даже неопределенность доминирования рук (леворукость/праворукость или амбидекстрия).

Чтобы предупредить ЗРР, необходимо чаще общаться с дочерью или сыном в кругу семьи, расширять их кругозор, в игровой форме развивать всевозможные навыки. Главное – слушать и слышать своего ребенка, с уважением и интересом относиться к его внутреннему миру.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *