Отвечает логопед

логопед Ростов-на-Дону

Почему ребенок плохо говорит?

Помощь логопеда необходима в том случае, если:

  • в возрасте 2 лет ребенок совсем не говорит;
  • говорит неразборчиво, односложно, путает слова в возрасте 3 лет;
  • заикается;
  • при поступлении в школу неправильно произносит звуки;
  • пропускает буквы или слова при чтении. 

Плохо говорящий ребенок вызывает тревогу у родителей. Некоторые мамочки начинают переживать, когда ребенок в год не говорит или же говорит только некоторые слова. В этом случае лучше не затягивать и проконсультироваться с логопедом.


Первым этапом логопед в Ростове-на-Дону проведет речевую диагностику,  оценит физическое состояние ребенка,  развитие мелкой моторики и его способность выполнять разные артикуляционные упражнения. В этом случае консультация логопеда очень важна, так как позволит ему составить индивидуальную программу занятий с ребенком. Занимаясь коррекционной работой можно в короткие сроки сделать речь ребенка красивой и грамотной.


Всю работу логопеда можно разделить на несколько этапов:

  1. Установление контакта, удержание и переключение внимания ребенка посредством игр.
  2. Проведение сюжетных постановок с целью обучения ребенка выполнять инструкции и просьбы.
  3. Развитие подражательной деятельности путем отработки произношения звуков и слогов.
  4. Развитие мелкой моторики и правильной ориентации в пространстве с помощью лепки, аппликации, игр с мячом и конструктором.
  5. Расширение словарного запаса путем использования игрушек и ярких картинок.
  6. Проведение артикуляционной гимнастики перед зеркалом.

В нашем проекте на Ваши вопросы отвечает опытный логопед Анна Юрьевна Лозовая.

Ваши вопросы Вы можете задать в комментариях к данному посту.

Поделиться ссылкой:

108 комментариев

  1. Здравствуйте.
    Старший сын заговорил рано, а вот второму уже 5 лет. Прокололи курс кортексина в 4 года. Постоянно наблюдаемся у неврологов, которые до 4х лет говорили ждите.
    Ездили на кт и другие обследования везде пишут в норме возрастного развития.
    Все лето ходили к логопеду, четко начали произносить несколько слов и на этом сново все остановилось.что делать в нашем случае?

  2. Здравствуйте! Скажите пожалуйста моей дочи 5 лет готовимся в школу, она не правильно выговаривает букву “Р” и “л” я так поняла что не совсем понимает куда язык направлять. Что делать посоветуйте? Либо обращаться или возможно самим справиться?

  3. Доченьке три года, говорит примерно 50 слов, стала недавно говорить простые фразы. иногда перестаёт говорить слова, которые уже отлично говорила. Например отлично произносила имя сестры, а теперь перестала, что это может быть?

  4. Здравствуйте. У меня есть сын. Ему 4 года. Он начал говорить, когда ему было 3 годика. Он вместо буквы “Р” выговаривает “Л”. Хотела узнать можно ли это исправить? Или какие то упражнения делать для этого или пройдет ли это постепенно? Очень боюсь за его будущее. Очень прошу помочь? Жду вашего ответа!

    1. Добрый день. Не беспокойтесь. Конечно можно поставить звук Р и сейчас, и позже после пяти лет. Даже взрослому человеку. Скажу вам больше, норма появления звука Р с пяти до шести лет. Так же вариант замены Р на Л считается более благополучно, чем например горловое произнесение.
      Для того, чтобы не тревожиться, посетите специалиста очно, либо можете подать на нашем сайте заявку на онлайн консультацию.
      Успехов Вам!

  5. Добрый день! Моей дочери пять лет. Невролог поставил дизартрию, не выговаривает букву Ш. Стоит беспокоиться? Отстает ли моя дочь по развитию? К какому возрасту ребенок должен выговаривать букву Ш?

    1. Добрый день. Я хочу вас успокоить. Дизартрия сейчас диагноз не редкий. Если в нет одного-двух звуков, речь идёт о лёгкой степени дизартрии. Логопед поможет вам поставить и автоматизировать проблемный звук. Возраст подходящий, ждать уже не стоит.
      Удачи вам!!!

  6. Здравствуйте. Помогите советом. Сыну почти 3 года. Слова элементарные- папа, мама, деда. И всё на этом. Врач невролог прописывала нам препарат Пантогам и уколы кортексина с 2-х лет. Улучшений никаких. Что еще можно предпринять? Куда обращаться? Стоит ли дальше бить тревогу? Многие знакомые говорят отстать от ребенка, типа ждать до 5 лет, но я переживаю сильно…

    1. Добрый день. Вы всё делаете правильно. Ждать ничего не нужно. К трём годам у ребёнка должна появиться фразовая речь. Если этого не произошло, нужно искать причину. Тревогу бить не стоит. Нужно проконсультироваться со специалистами, составить план действий и придерживаться его. Уделите внимание диагностике. Невролог, логопед, сурдолог, нейропсихолог… Найдёте причину, начнёте заниматься и обязательно увидите результаты! Успехов вам!

  7. Доброго времени суток. Дочке старшей 5 лет. Говорить она у нас начала рано. Рано буквы выучила. Сейчас читает сама потихоньку уже месяц. Но с буквой Р огромные проблемы. Так ещё и в садик пошли два месяца назад и она стала проглатывать окончания слов. При садике психолог сказала, что ребенку надо дать время, так как это большой стресс. Но я боюсь упустить время. Да и буква заветная может так и остаться в провале. Подскажите пожалуйста, какие мои дальнейшие действия должны быть? Очень переживаю, так как младшей два года и она разговаривает не намного хуже старшей. Как бы комплексы ещё не начались.

    1. Добрый день. Отсутствие звука Р в 5 лет считается возрастной нормой. Он появляется в период с 5 до 6 лет. Но артикуляционный аппарат уже полностью готов к постановке звука, поэтому вы можете обратиться к логопеду, чтобы решить этот вопрос. При отсутствии серьёзных нарушений, это не займёт много времени. Тем более если девочка уже читает, лучше откорректировать звукопроизношение.
      Другой вопрос, что отсутствие звука Р не является причиной нечёткой речи, проглатывания окончаний. Поэтому начать рекомендую с диагностики у логопеда. Так же возможно потребуется дополнительная консультация психолога по вопросу адаптации к саду.
      Успехов Вам!

  8. Сыну 6 лет. Довольно не внятно и не все слова выговаривает! Когда можно к Вам записаться на обследование и консультацией? Подскажите, сколько примерно это будет стоить и сколько из Вашей практике длится данный курс лечебного процесса? Заранее благодарю!

    1. Добрый день. Вы можете записаться на бесплатную онлайн консультацию здесь на сайте. Посмотрите на главной странице есть форма подачи заявки. Если по итогам беседы вы захотите продолжить работу, я расскажу вам все условия. Объем работы я смогу определить только после диагностики. Чтобы делать прогнозы надо понимать какие звуки нарушены, в чем причина, есть ли нарушения помимо звукопроизношения.

  9. Здравствуйте. Дочь начала говорить в 3,6 лет. Сейчас ей пять и она не выговаривает букву Р и Л. Возможно ли на данном этапе это исправить? Потому, что логопеда при поликлинике сказала что ничего страшного, сама начнёт говорить правильно. Боюсь, что упусти время и потом так и будет картавить.

    1. Добрый вечер. Сейчас самое подходящее время заниматься коррекцией звукопроизношения. Время конечно терять не стоит, правильно вы опасаетесь. Скоро вы начнёте готовиться к школе, учиться читать и отсутствие в речи этих звуков будет существенно мешать. Если нет серьёзных причин, постановка не займёт много времени.

  10. Здравствуйте! Моему сыну 1,5 года, и он практически не говорит. Только ба, ма, па. Друзья смеются( Это нормально, или нужно дополнительные занятия, или можно самостоятельно дома заниматься?

    1. Добрый день. Последнее, что сейчас должно волновать, это мнение друзей, соседей, родственников.
      В таком возрасте диагностика должна проводиться тщательно логопедом специализирующимся на работе с детьми раннего возраста, неврологом, нейропсихологом.
      Помимо наличия слов, важно обратить внимание на следующие факторы:
      – реакция на звуки
      – понимание речи
      – эмоциональный отклик
      – использование жестов, мимики для общения
      – идёт ли ребёнок на контакт
      – общее моторное развитие
      – есть ли проблемы с жеванием, глотанием

  11. Добрый вечер. Узнала про вас по хорошим отзывам. И решила обратиться. Дочка говорить начала рано. Сейчас ей 3 года и она при выговаривании слов просто начала пропускать целые слоги. Как будто проглатывает часть слова. При этом этом это и конец слова, и начало, и середина могут быть. Какова причина и можно ли это исправить ?

    1. Добрый день. Искажения слов в этом возрасте допускаются. Речевая функция ещё не зрелая, постоянно меняется, появляются новые звуки, слова, расширяются произносительные возможности, увеличивается объем речевой продукции. Условно к пяти годам этот процесс должен полностью завершится. Если у вас есть переживания по этому поводу, не ждите, сходите на диагностику к логопеду.

  12. Добрый день! У меня сын, ему 6 лет. Затруднения в речи мы с мужем заметили давно, но всегда думали, что у каждого ребенка свой путь развития и что не стоит подгонять его под стандарты, просто надеялись на время. Сейчас он уже ходит в школу. Но развитие в речи не наблюдается. Он плохо идет на контакт с другими детьми и людьми, если и говорит, то невнятно, спутанно, обрывисто. Окружающие до сих пор думают, что он не говорит, потому что он предпочитает молчать. А если говорит, то плохо. Одними и теми же неполными обрывистыми несвязными словами. Мы боимся, что это может быть связано и психическим развитием ребенка.

    1. Жанара, добрый вечер. Ответила на ваш вопрос ниже. Отвечаю с задержкой, так как находилась в отпуске. С наступающими праздниками вас!

  13. Здравствуйте! Доча очень долго не разговаривала по состояние здоровья, начала водить к логопеду в 4 лет, сдвиги сразу пошли, начала разговаривать, с удовольствием занимались. Сейчас ей 5 лет, с шипящими буквами проблемы, начали логопедом заниматься, пока сдвига нет, ждем. Так что мамочки не ждите чудо, сразу к логопеду. У меня к вам вопрос, нужны ли какие нибудь витамины при задержки речи? Спасибо

    1. Добрый вечер. Задайте вопрос неврологу. В его компетенции назначение медикаментов. На мой взгляд любые витамины и микроэлементы будут эффективны тогда, когда выявлена их нехватка. Поэтому перед их приёмом стоит обследоваться.
      Успехов Вам в коррекции звукопроизношения. Шипящие – это поздние звуки, поэтому вы всё делаете правильно и своевременно.

  14. Здравствуйте! Сыну 2.3 года, говорит очень мало слов ( 10 ) до 2 лет говорил около (20) слов. Невролог назначил препараты, пока нет результатов. Всё понимает и показывает, животных всех знает и показывает движения,либо звуки. В садик сходили три раза по два часа. То болезнь, то карантин. Подскажите пожалуйста, как помочь? Может стресс из за садика? Я сына ни с кем не оставляла надолго и ещё у нас привязанность к маме ( грудью кормлю) .

    1. Добрый вечер. По поводу адаптации к садику, думаю вам подробнее ответит психолог.
      Понимание в этом возрасте действительно важный фундамент для формирования речи. Но часто родителям кажется что “всё понимает”, а на самом деле нарушение кроется именно в этой области. Поэтому важно показать ребёнка специалисту. Так же могут потребоваться консультации нейропсихолога, сурдолога.
      Так же логопед на приёме расскажет вам какими приёмами вы можете дома стимулировать развитие речи у ребёнка.

  15. Здравствуйте. Сыну 2,3 года, не говорит т. Е. Говорит пару слов и все. Папа, мама, авав. Если хорошо попросить может ещё сказать дай. Ходили к неврологу, но нам сказали что отклонений нет, просто ленивый. Подскажите как нам его разговорить? Книги особо не слушает, внимания хватает на 5-10 минут, в силу возраста. У старшего сына 5 лет, дезартрия. Это же не может быть наследственное или что то в этом роде? Спасибо за ответ.

    1. Добрый вечер. Формулировка “ленивый” в корне не правильная. Речь, это функция, которая появляется вне зависимости от желания ребёнка. Задержка есть, но до трех лет возможна компенсация за счёт дозревания мозговых структур. В таких случаях я рекомендую не разово посетить невролога, а наблюдаться стабильно 2-3 раза в год, проводя ряд исследований, ЭЭГ, как минимум.
      Хорошо будет показать ребёнка и логопеду, вы получите рекомендации по активизации речи, режимным моментам. Возможно понадобится консультация психолога, сурдолога, нейропсихолога. Если вам рекомендуют пройти кого-то их этих специалистов, не откладывайте. Лучше убедиться, что всё хорошо, чем упустить проблему.
      По поводу наследственности, это скорее миф… Просто задержки речи сейчас, к сожалению, участились.

  16. Добрый вечер! Ребёнку 3 года, общаемся с ним на 2-х языках : русской и иврит, ребёнок на всех говорит только одно слово , к примеру на маму, на пару, на бабушку ‘аба’ – в переводе папа. Скажите, может ли быть задержка в развитии из-за того что сразу учим малыша разговаривать на 2-х языках?

    1. Добрый день.
      Билингвизм сам по себе не является причиной задержки речи. Но это фактор, который затрудняет развитие речевой функции. При наличии речевой патологии специалисты рекомендуют оставить один язык на момент активизации речи и второй добавлять, когда сложности будут преодолены.
      Причину же стоит искать на физическом уровне. Необходимо комплексное обследование.

  17. Здравствуйте.
    Мой сын (3,6) переставляет местами слога. Например: машина – шинаМа, нос – сон и т.д Начинаю исправлять его, повторяет правильно, но сам говорит опять не так.
    Как помочь ему с правильным произношением и постановкой слогов?

    1. Добрый день. Это нарушение слоговой структуры слова. Пока речь ребёнка находится в процессе формирования, вся речевая система ещё не зрелая, такие явления допускаются. Вы делаете абсолютно правильно, проговаривая трудные слова с ребёнком. Хорошим показателем является то, что ребёнок может произвольно повторить слово правильно. По мере созревания речевой функции этот навык перейдёт и в непроизвольную речь. Вы можете помочь ребенку:
      1. Игры с договариванием слова, стихотворения
      2. Чтение потешек, коротких стихов, рифмовок, чистоговорок
      3. Отстукивание, отхлопывание ритма
      4. Сопровождение речи движениями (песенки, стихи)
      5. Игры с рифмами
      Имейте ввиду, что к пяти годам такие явления в речи уже считаются нарушением и требуют коррекции

  18. Добрый день! У меня сын, ему 6 лет. Затруднения в речи мы с мужем заметили давно, но всегда думали, что у каждого ребенка свой путь развития и что не стоит подгонять его под стандарты, просто надеялись на время. Сейчас он уже ходит в школу. Но развитие в речи не наблюдается. Он плохо идет на контакт с другими детьми и людьми, если и говорит, то невнятно, спутанно, обрывисто. Окружающие до сих пор думают, что он не говорит, потому что он предпочитает молчать. А если говорит, то плохо. Одними и теми же неполными обрывистыми несвязными словами. Может ли это быть связанным и психическим развитием ребенка.

    1. Добрый день. На мой взгляд вам необходимо комплексно обследовать ребёнка на предмет наличия речевых нарушений, патологий нервной системы и психологических факторов… Так же, возьмите во внимание, что с появлением школы в жизни ребёнка, нагрузка возросла. Если проблемы имели место быть, сейчас они могут усугубиться. Постарайтесь наладить максимально щадящий режим, избегайте нагрузок на нервную систему, не акцентируйте внимание ребёнка на его дефекте и не требуйте сейчас высоких результатов в учёбе.
      Ждать, что речевые нарушения уйдут сами в этом возрасте уже не стоит. Вам надо с помощью специалистов найти первичную причину и тогда вы обязательно справитесь с трудностями.
      Успехов Вам

  19. Добрый день! Дочери 1,6 говорит только мама, папа, дядя, баба… Пытается говорить первые слоги других слов уже пол года, как помочь заговорить?

    1. Добрый день.
      1. Плановое наблюдение невролога два раза в год.
      2. Консультация логопеда, специализирующегося на работе с детьми раннего возраста.
      3. Консультация лора, сурдолога, стоматолога.
      4. Больше говорите с ребёнком. Используйте простые слова и короткие понятные фразы.
      5. Расширяйте понимание речи: задавайте вопросы, давайте речевые инструкции без жестового сопровождения.
      6. Стимулируете звукопощражание: голоса животных, звуки предметов, междометия и эмоционально окрашенные короткие слова.
      7. Развивайте речевую моторику: жуйте, слизывайте, пейте из трубочки, любые манипуляции с языком, зарядка для языка.
      8. Учите ребёнка хорошо дуть на мячики, вертушки, пузыри, воздушные шарики.

      На нашем сайте есть возможность пройти экспресс диагностику и получить бесплатную онлайн консультацию.

  20. Дочке уже пять лет , скоро ей уже идти в школу, но она сильно шепелявит и хотелось бы исправить у неё как то этот дефект. Не поздно ли в этом возрасте обращаться к специалисту, и с чем связано это шепелявиние, это какое то заболевание да? Я очень боюсь что это может остаться у её на всегда.

    1. Добрый день. Не поздно конечно, а самое время заняться звукопроизношением. Шипящие звуки – относятся к поздним, появляются как раз в 4-5 лет. Исправить произношение вам поможет логопед на индивидуальных занятиях.
      Причины могут быть разные: особенности строения органов артикуляции, нарушения тонуса мышц, нарушения слухового восприятия. Если запишитесь на бесплатную онлайн консультацию у нас на сайте, можем определить причину и степень нарушения.

  21. Если малышу четыре, а он плохо выговаривает букву “Р”. То это у всех деток так? Или это плохо, нужно вести к вам, чтобы быстрее научился выговаривать нужные буквы?

    1. Здравствуйте. Возрастная норма появления звука Р 5-6 лет. Поэтому у вас ещё есть некоторый запас времени
      Хотя в 4 года звук уже можно поставить.
      Важно наблюдать за остальными сложными звуками: шипящими, свистящими, Л… Их отсутствие или искажение – повод обратиться к логопеду.

  22. Здравствуйте! Обращаюсь к Вам как к последней инстанции. Ребенок не говорит совсем.
    Возраст 1 год 6 месяцев, есть какие-то звуки. Когда плачет, то же выдает целый набор звуков. Обращались к логопеду, сказали, что ребенок не будет говорить, из-за того что язычок на небе не висит свободно, просто лежит на корне языка. Неужели, это нельзя исправить?

    1. Здравствуйте. Не теряйте время. Мозг ребёнка сейчас активно развивается, самое время ему помочь! Обязательно посетите невролога, стоматолога и другого логопеда.
      Процесс формирования речи не связан с особенностями строения языка. Речь – высшая психическая функция, которая формируется в коре головного мозга.
      Нарушения строения языка могут влиять только на качество речи.
      Если в полтора года ребёнок ничего не говорит, надо оценивать многие факторы. Для начала можете записаться у нас на сайте на бесплатную консультацию.

  23. Здравствуйте, моей племянница 4 и она говорит повторяя некоторые слова по 2-3 раза, при этом говорит быстро. Стоит ли беспокоится или это пройдёт со временем?

    1. Добрый день. Такое явление это симптом. Чтобы делать выводы, надо оценивать общее состояние нервной системы и речи ребёнка. Чаще всего, при отсутствии сопутствующих патологий, такие явления с возрастом уходят. Но сейчас ваша задача в период обострений, соблюдать щадящий режим, не перегружать ребёнка эмоционально, следить за режимом дня, больше гулять, избегать перевозбужденния. С темпом речи надо работать, тут нужна консультация специалиста, но вы уже можете помочь ребёнку, говоря с ней медленно, плавно… При усугублении повторов, появлении запинок обращайтесь к неврологу логопеду.

  24. Здравствуйте! Моему ребенку 2,5 года. Не так давно он начал говорить стандартные слова (мама, папа, баба, дед, где, что это и тд). Но в какой-то момент резко перестал . Все предметы у него обозначаются мычанием. Произносить их как раньше категорически отказывается, вплоть до психов и истерик. С чем это может быть связано?

    1. Добрый день. Вариантов может быть несколько, поэтому лучше не затягивать с обследованием. Ребёнка обязательно должны посмотреть невролог, логопед, нейропсихолог. Сейчас не настаивайте, чтоб ребёнок говорил или повторял слова. Это может спровоцировать негативизм. Говорите сами, медленно, чётко, постоянно задавайте вопросы и сами коротко и понятно отвечайте на них. Проговаривайте все свои действия.
      Успехов вам!

  25. Здравствуйте! Мне вас по рекомендовала моя коллега по работе как хорошего специалиста-логопеда. Моему сыну уже 2.4 года, а он очень плохо выговаривает буквы “ж” и “р”. Подскажите, это нормально или же нет и что с этим нам делать:? Спасибо!

    1. Добрый день. Очень радостно, когда я могу с чистой совестью написать – расслабьтесь, с вашим ребёнком всё хорошо. Звуки о которых вы говорите являются поздними. Ш формируется к 4-5 годам, Р к 5-6 годам. Их отсутствие в речи в два-три года является возрастной нормой. Но даже если они не появятся в срок, они поддаются коррекции достаточно просто.

  26. Здравствуйте. Хотелось бы узнать, каковы могут быть внешние факторы задержки речевого развития, и как избежать этого? А так же, каков должен быть словарный запас 2х летнего ребёнка? Спасибо

    1. Добрый день. Факторов задержки речевого развития множество, но так или иначе они все связаны с органическим поражением головного мозга. Наиболее частая причина – кислородное голодание мозга, гипоксия во время беременности, родов и в первые месяцы жизни. Внешние, социальные факторы возможны, они связаны со средой, в которой растёт ребёнок.
      С года до двух лет ребёнок должен освоить 100-150 слов (названий предметов и действий) , а так же уже начинать пользоваться простой фразой из двух слов.

  27. Добрый день! Сыну 3 года. Уже мучаемся год, не хочет разговаривать ни с кем, кроме своих игрушек и то только шепотом. Со мной говорит, но не может совсем выразить то, что он хочет , получается испорченный телефон. Что делать ?

    1. Добрый день. Я думаю, вам стоит задать этот вопрос психологу. Если речь есть, но используется так избирательно, скорее тут дело не в речевом нарушении, а в эмоционально-психологическом состоянии ребёнка. Но пройди логопедическую диагностику будет не лишним, так как психологический аспект не отменяет наличие речевых нарушений.

  28. Здравствуйте. Ребенку 6 лет. Аутизм исключили, но есть ЗРР, а именно не все слова может выговорить, съедает окончания. Был назначен курс Кортексина, но речь не выправилась. Сказали надо в коррекционку, но не хотелось бы. У нас год до школы, возможно ли исправить нашу беду, что нам делать?

    1. Добрый день. Мало информации, чтобы что-то конкретное вам сказать.
      1. Сама по себе невнятная речь не причина обучения ребёнка по коррекционной программе.
      2. Приём медикаментов не исправит речевые нарушения, но работа логопеда на фоне лечения всегда эффективнее.
      3. Года достаточно, чтобы при правильно выстроенной работе значительно повысить качество речи.
      Надеюсь, ответила на ваши вопросы. Могу предложить бесплатную диагностику онлайн через наш сайт. Я смогу оценить речь ребёнка и дать рекомендации.

  29. Здравствуйте, Анна Юрьевна. Обращаюсь к вам с такой проблемой как, ребенку 4 года, и он до сих пор не разговаривает практически, только непонятные краткие звуки. Помогите пожалуйста, я очень переживаю, что ничего не изменится.

    1. Здравствуйте. Сейчас нужно в первую очередь все силы направить на полноценное обследование ребёнка, определение диагноза, а затем поиск специалиста, который будет заниматься запуском речи. Задержка речи в таком возрасте на пустом месте не бывает и чем быстрее вы найдёте причину, тем больше шансов преодолеть задержку.
      Понадобятся консультации логопеда, нейропсихолога, невролога, сурдолога. Возможно дополнительно лора, эндокринолога, остеопата. Помните, что организм, это единое целое, а отсутствие речи только симптом указывающий на какой-то сбой.
      Настраивайтесь, что это будут не разовые приёмы, а наблюдение в динамике два-три раза в год.
      Желаю вам успехов. Не забывайте, что у нас на сайте действует услуга “бесплатная консультация логопеда”

  30. Здравствуйте! Такой вопрос, ребёнку 2.5 лет, девочка уже немного лучше говорит, одиночные слова, вроде как понемногу есть прогресс, но до сих пор не складывает слова в предложения. Хотя бы самые простые. Скажите, есть повод для переживаний, или это пока что нормально для этого возраста? Или лучше обратится к врачу?

    1. Добрый день. Нужно смотреть на многие факторы: понимание речи, динамика появления новых слов, имитация, моторные навыки, мотивация к общению. Если в целом ребёнок развивается гармонично, очень условно у вас есть небольшой запас времени. Но я бы советовала не тянуть, а показать ребёнка специалистам.

  31. Ребенку 4 года, съедает окончания в словах или может быстро говорить и ничего не понятно. Занятия с логопедом могут это исправить?

    1. Добрый день. Конечно, логопедические занятия направлены на развитие всех компонентов речи.
      В таком возрасте речь ребёнка ещё формируется, поэтому некоторые несовершенства условно можно считать возрастной нормой. С возрастом качество речи будет повышаться. Но не исключено, что присутствуют нарушения, исправить которые может только специалист. Чтобы не упустить время, пройдите диагностику у логопеда.

  32. Ребенку 3 года, очень плохо разговаривает, я бы сказала практически ничего не говорит. Слова мама, папа, в скоростной форме. Все остальные слова никак не хочет. Обращались в больницу, но результата нет.

    1. Здравствуйте. В этом возрасте отсутствие фразовой речи указывает на задержку. Ребёнку необходимо провести комплексное обследование и наблюдать в динамике. Т.е. не один раз обратиться к специалистам, а делать это планово, 2 – 3 раза в год. В первую очередь вам нужно посетить невролога, логопеда, сурдолога, нейропсихолога. Возможно понадобятся и другие обследования. Ваша задача сейчас найти причину задержки и определить план действий) При правильном подходе результат обязательно будет!
      Успехов вам!

  33. Сыну пять лет, иногда говорит не понятно. Нам предложили удалить уздечку под языком. Обязательно ли это делать? Улучшиться ли речь, без удаления уздечки, с возрастом? Спасибо.

    1. Добрый день. Вам нужно показать ребёнка стоматологу и логопеду. Подрезать подъязычную связку стоит только в том случае, когда она прикреплена очень близко к кончику языка и препятствует свободному его подъему. Так же специалист обратит внимание на ткань подъязычной связки – возможно ли её растяжение без оперативного вмешательства.
      При этом, не всегда укорочение – причина невнятной речи. Подъем кончика языка влияет на качество некоторых звуков, например Р, Л, Ш.
      Случаи когда без подрезания речь не нормализуется достаточно редкие. Но я рекомендую вам не затягивать и показаться специалистам.

  34. Здравствуйте! Ребенку 9 лет, диагноз – умеренная умственная отсталость. Речи нет. Лепечет что-то на своем языке, иногда повторяет какие-то слова, но только единожды. Помогут ли занятия с логопедом поставить речь?

    1. Добрый день. Вопрос не простой. Чтобы делать прогнозы, надо учитывать много факторов. Была ли коррекция ранее, какие компоненты речи сохранны, есть ли у ребёнка мотивация к общению и многое другое. Я рекомендую найти специалиста, который вас обучит приёмам альтернативной коммуникации, подберёт подходящую методику. Сейчас это направление активно развивается. Полноценной речи возможно не будет, но я считаю, что главное – не опускать руки и дать ребёнку возможный максимум. Ведь цель в итоге не сама по себе речь, а возможность выразить себя, донести свои потребности и желания, решать на доступном уровне социально-бытовые вопросы. Сейчас ваша задача – научить ребенка делать это любым доступным способом.
      Сил вам и терпения!

  35. Здравствуйте,дочери год и 9 месяцев. Когда хочет что то быстро сказать говорит непонятно, некоторые слова говорит внятно, запас слов у нее 30-40. Нужно ли нам обратиться к логопеда или это норма для ее возраста?

  36. Здравствуйте доктор. Дочери год и девять месяцев когда хочет что то быстро сказать говорит непонятно, некоторые слова говорит внятно и четко, вцелом объяснить что ей нужно может. Запас слов где то 30-40. Нужно ли нам обратиться к логопеда? Или это норма для ее возраста?

    1. Здравствуйте. Конечно, пока речь у ребёнка развивается, допускаются искажения слов, звуков, использование своих слов-заменителей. Следите за динамикой. Словарь должен активно увеличиваться, появляться короткая фраза, ребёнок должен понимать речь, проявлять интерес к повторению новых слов.
      Со своей стороны вы можете помочь:
      – при разговоре смотрите в лицо
      – задавайте больше вопросов
      – говорите простыми понятными фразами
      – сложные слова говорите медленнее
      – чаще проговаривайте свои действия, особенно направленные на ребёнка
      – давайте ребенку речевые инструкции без жестового сопровождения
      Если что-то вас всё-таки будет беспокоить, лучше посетить логопеда и невролога, чтобы исключить задержку развития речи.

  37. Добрый день. Смотря, что имеется ввиду под словами “тяжело говорить”. В этом возрасте ребёнку могут быть не доступны некоторые звуки и многосложные слова. Кто-то адиптирует слова под свои возможности, искажает, пропускает, заменяет сложный звук, а кто-то начинает избегать такие слова. Помимо слов в речи уже должна появляться простая фраза. Следите за динамикой. Если вы волнуетесь, покажите ребёнка логопеду. Можете воспользоваться бесплатной онлайн консультацией на нашем сайте.

  38. У меня проблема у ребенка. Ему уже четыре годика, а он многие слова внятно не выговаривает. Дети его ровесники делают успехи в речи лучше. Теперь не знаю стоит ли его отдавать в садик или лучше пускай по началу поработает со специалистом в речи.

    1. Здравствуйте. Напротив, хорошая речевая среда благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. Чем лучше речь он слышит, тем лучше будет говорить сам. Так же в саду у ребёнка больше мотивации к общению, выражению своих потребностей и мыслей. Главное удостоверьтесь, что у ребёнок готов готов к детскому саду на психоэмоциональном уровне. Почитайте правила успешной адаптации в саду.
      Работу же с логопедом можно проводить параллельно, возраст подходящий. Успехов вам!

  39. Здравствуйте. Хотела у вас поинтересоваться. Моему сыночку в марте исполниться 3 годика. Но почему-то разговаривать ему как то тяжело. Пытается, конечно много слов уже получается выговаривать, но тяжело. Это нормально или с этой бедой нужно обратиться к специалисту, спасибо большое за внимание!

    1. Добрый день. Смотря, что имеется ввиду под словами “тяжело говорить”. В этом возрасте ребёнку могут быть не доступны некоторые звуки и многосложные слова. Кто-то адиптирует слова под свои возможности, искажает, пропускает, заменяет сложный звук, а кто-то начинает избегать такие слова. Помимо слов в речи уже должна появляться простая фраза. Следите за динамикой. Если вы волнуетесь, покажите ребёнка логопеду. Можете воспользоваться бесплатной онлайн консультацией на нашем сайте.

  40. У многих деток есть такая проблема. Есть так же проблема с языком, от чего они шипеляват. Лучше конечно же позаниматься с доктором, потому что не у всех уходит проблема сама собой во время периода взросления.

  41. Дочка в этом году пошла в школу. Но когда начинает говорить, то говорит очень быстро и невнятно и слова проглатывает . В садике с ней работали и я дома тоже, ходили по врачам, но ничего не помогло. Что нам делать, подскажите , пожалуйста?

    1. Добрый вечер. В этом возрасте речевая система ещё незрелая, процесс формирования не закончен. Поэтому, если в до школьном возрасте были нарушения и велась коррекционная работа, возможно стоит в каком-то комфортном для вас объёме её продолжать. Для этого не обязательно водить ребёнка на занятия. Вы можете обратиться к логопеду с запросом составить вам программу самостоятельных занятий. Для повышения чёткости речи нужны дыхательные, артикуляционные, слоговые гимнастики. Речевой материал разной степени сложности. Работа с темпом и ритмом речи.
      Не забывайте, что дети копируют манеру речи, поэтому замедляйтесь сами и старайтесь чётко проговаривать слова, желательно, чтобы ребёнок при этом видел ваше лицо.
      Сходите к неврологу. Некоторое неврологические диагнозы, затрагивающие речь, не уходят с возрастом, но с ними можно вполне благополучно жить и хорошо говорить.
      Так же вы можете воспользоваться услугой бесплатной онлайн консультации у нас на сайте.

  42. Добрый вечер! У меня заикается муж, когда волнуется, сказал, что это у него от испуга в детстве. Теперь заикается дочка, ей 2,5года. Свекровь говорит, что это у нее наследственное и они не сказали мне правду. Такое может быть?

    1. Добрый вечер. Вам нужно обязательно обратиться к специалистам очно. Сложно сказать, что именно стало причиной заикания у ребенка: наследственный фактор, подражание папе, либо собственный неврологический статус. Нужно сделать комплексное обследование ребёнка, исключить неврологические, речевые, психологические нарушения. Затем необходимо обеспечить ребёнку благоприятный щадящий режим, соблюдать рекомендации специалистов по общению с ребёнком, распределению эмоциональной, умственной и физической нагрузки.

  43. Добрый вечер. Племяннику 8 лет. Уже ходит во 2 класс. Но никак не получается говорить букву р ( заменяем на л) и шипящие тоже проблематично. Делаем и упражнения различные и к логопедам ходили многим, никак не получается.

    1. Добрый день. Любой звук можно поставить в любом возрасте. Исключения могут быть, но для этого должна быть серьёзная причина, на которую специалист обратит ваше внимание. В остальных случаях нужно либо больше времени на постановку, либо просто сменить специалиста.
      Сейчас на сайте есть возможность бесплатно проконсультироваться онлайн. Если вы воспользуйтесь этой услугой, я смогу посмотреть ребёнка и дать рекомендации.

    1. Добрый день. Если это единичные случаи и сильно не мешают, старайтесь просто соблюдать щадящий режим, не перегружать нервную систему ребёнка, не акцентировать внимание на повторах, следить за темпом речи. Если же повторы частые, беспокоят, мешают говорить, вам нужно будет посетить очно невролога и логопеда с целью тщательной диагностики.

  44. Здравствуйте) дочке 4,5 года. Очень плохо говорит. Посторонние люди ее почти не понимают. Были у невролога все хорошо, у стоматолога тоже, были у 3 логопедов,ходили на их занятия, выполняли все дома, но результата особо нет. Одна из логопедов сказала что язык в напряжении, дома делаем гимнастику.

    1. Добрый день. В этом возрасте уже должны быть сформированы практически все звуки, включая сложные. Речь должна быть разборчивой, допускаются единичные искажения слов, звуков и грамматические ошибки.
      Судя по вашему описанию, проблема есть и чтобы её решить, нужно сначала понять причину.
      Во-первых, обязательно посетите невролога ещё раз, так как есть большая вероятность, что у нарушения неврологическая основа.
      Во-вторых ребёнку так или иначе понадобится помощь логопеда. Вам нужно найти специалиста, который выстроит правильную программу коррекции.
      В ближайшее время наш проект запускает бесплатную услугу “онлайн консультация логопеда” Вы можете оставить свои контакты для связи или следите за новостями на сайте и в аккаунте Инстаграмм, будете в числе первых.

  45. Анна Юрьевна, ребенку 9 лет, он до сих пор плохо говорил «Л», есть ли смысл в этом возрасте что-то изменять или уже поздно?

    1. Добрый день. Поставить правильный звук можно в любом возрасте. Покажите ребёнка логопеду. У вас все обязательно получится!

  46. Добрый день! Девочка 2 года 3 месяца говорит мало и не говорит слова начинающиеся на буквы Г, К, Л. Может нужны какие-то упражнения? Или проблемы с фонематическим слухом?

    1. Здравствуйте. В таком возрасте фонематический слух ребёнка ещё не сформировался окончательно, поэтому некоторые ошибки в произношении звуков допускаются.
      Звук Л относится к звукам позднего онтогенеза, до 4-5 лет его может не быть в речи, это норма.
      Что касается звуков К/Г, надо разбираться, какого характера дефект: пропуск, замена на другой звук, искажение. Только ли в начале слова их нет или в любой позиции? Тогда можно предполагать причину. Могут быть аномалии строения мягкого нёба, нарушение тонуса мышц нёба и корня языка, так же пропуск звуков в начале слова характерен при общем недоразвитии речи. Вариантов много. Из этого следует, что лучше показать ребёнка специалисту.

  47. Здравствуйте. Дочь в 3 года уже говорила предложениями, а сын примерно в этом возрасте (ему 2,10) очень трудно составляет предложения. Это нормально?

    1. Добрый день. Нормы появления речи хоть и хорошо известны, но достаточно условны. Сравнивать двух детей, даже родных братьев и сестёр не стоит, а уж тем более деток на площадке. Если к трём годам ребёнок понимает речевые  инструкции (без жестов и подсказок), повторяет многие слова, пусть по-своему, и начинает пользоваться короткой фразой, может донести свою мысль, возможно это его индивидуальный темп развития. Речь может появляться плавно, а может скачкообразно. Но я рекомендую вам очно посетить диагностику у логопеда и невролога для исключения патологий развития.

  48. Здравствуйте. В пять лет сын чётко не говорит некоторые слова, в основном глотает буквы. Мне нужно обратиться к логопеду сперва?

    1. Кристина, добрый день. Да, возможно вам будет достаточно занятий с логопедом для устранения этого дефекта. Причём в этом возрасте затягивать уже не стоит. Если же вам понадобиться консультация других специалистов, логопед обязательно подскажет и обоснует причины.

  49. Сын начал заикаться после того как увидел большую собаку можно ли как-то исправить этот дефект речи?

    1. Испуг может стать пусковым механизмом начала заикание, но в основе всегда лежит патология нервной системы. Поэтому первое, что нужно сделать – обследоваться.
      Прогноз зависит от того, какой сейчас возраст ребёнка и как много времени прошло с момента начала заикания. Чем быстрее вы начнёте принимать меры, тем он благоприятнее. Сейчас ваша задача максимально снизить нагрузку на нервную систему. Избегать ярких эмоций, как отрицательных, так и положительных. На время отложить занятия, кружки, секции. Постарайтесь включать ребёнка в неречевые игры. Это может быть лепка, рисование, конструирование. Не задавайте лишних вопросов. Говорите с ребёнком тихо, медленно и плавно. И главное не старайтесь поправить его.

  50. Доченьке 6 лет она очень сильно картавит , какие упражнения нужна выполнять и каким специалистам записаться?

    1. Добрый день. Вам нужно обратиться к логопеду. В этом возрасте ждать или пытаться самостоятельно поставить звук не стоит. Если бы артикуляционный аппарат был готов к произнесению этого звука, он бы уже появился сам. Есть несколько причин, почему этого не произошло. Логопед выяснит причину и опираясь на неё, постоит вам план работы. Если кроме звука Р других речевых дефектов нет, скорее всего справитесь вы быстро!

    2. Добрый день. Вам нужно обратиться к логопеду. В этом возрасте ждать или пытаться самостоятельно поставить звук не стоит. Если бы артикуляционный аппарат был готов к произнесению этого звука, он бы уже появился сам. Есть несколько причин, почему этого не произошло. Логопед выяснит причину и опираясь на неё, построит вам план работы. Если кроме звука Р других речевых дефектов нет, скорее всего справитесь вы быстро!

  51. Моему 1.10 и он говорит только 2 слова ’пить’ и ’бибика’. Нам сказали до 3-х лет даже не париться, должен разговориться. А вот если в 3 не заговорит – приходите, будем обследовать. Правдв ли не стоит переживать или же нужно действовать уже сейчас?

    1. Здравствуйте. Откладывать обследование до трех точно не стоит, уже сейчас вы можете обратиться к неврологу и логопеду, который специализируется на раннем возрасте и исключить серьёзные нарушения.
      Возможно у ребёнка в запасе больше слов, но вы не принимаете их за речевую единицу. Это могут быть слоги или отдельные звуки, которыми ребёнок обозначает какое-либо слово. Логопед поможет оценить актуальное состояние речевой функции.
      У вашего ребёнка период, когда речь только начинает формироваться. Сроки очень условны. Если вы чувствуете волнение, лучше обратитесь к специалистам за обследованием.

  52. Сын при чтении проглатывает буквы в конце предложения неправильно читая слова или вовсе их пропуская, какие меры нужно принять для того, чтобы это исправить?

    1. Анна Психолог: Очень сильно зависит от возраста ребёнка.
      В целом стоит использовать для занятий время, когда ребёнок максимально расслабленный и отдохнувший.

      Индивидуально подобрать частоту и длительность занятий.
      Ёмкость психики у каждого своя, если не учитывать эти особенности, занятия будут вызывать сильное напряжение.
      Наш мозг в силу защитных механизмов всегда стремиться минимизировать напряжение нейросети.

      Тому, кто занимается с ребёнком стоит быть в ресурсном состоянии и заряжать процесс игровым настроением и вау-эффектом происходящего.

      На занятия можно приглашать любимые игрушки за компанию)

  53. Ребенку 4 и он неразборчиво произносит слова, даже при объяснении того, что это неправильно и показывания правильного произношения, он не может выговорить. Что делать?

    1. Добрый день. Вариантов может быть несколько, поэтому вам в первую очередь нужно обратиться к логопеду и выяснить причину речевых нарушений. Возможно понадобятся дополнительные консультации невролога, сурдолога, стоматолога. После диагностики логопед сориентируйт вас. А пока я рекомендую вам не акцентировать внимание ребёнка на дефекте и не настаивать на правильном произношении, чтобы не спровоцировать негативизм. При этом сами старайтесь говорить в ребёнком медленнее, простыми фразами, старайтесь во время разговора сфокусировать его взгляд на своём лице, чтоб он считывал вашу артикуляцию.

  54. Сын в 5 лет очень сильно шипелявит, что нужно делать, чтобы исправить этот дефект?

    1. Добрый день. В этом возрасте уже можно и нужно заниматься коррекцией шипящих звуков, чтобы дефект не закреплялся. Ребёнка обязательно должен посмотреть и послушать логопед, чтобы определить причину нарушения, а так же исключить дефекты других звуков. После этого будет ясно, какая и в каком объёме коррекция необходима ребёнку.

  55. Добрый день! Подскажите, пожалуйста, моей доченьке сейчас 2 года, и она не всегда правильно говорит окончания слов, например, вместо “нет грызунка” говорит “нет грызунока” ( видимо, запомнила грызунок изначально) все время ее поправляю, прошу повторить за мной правильно, ни в какую, говорит как сама решила, стоит ли настаивать сейчас? С возрастом сама начнет говорить правильно или нет смысла ждать? Многие слова так неверно говорит

  56. Здравствуйте. Ребёнку 6 лет. Не выговаривает звук “р” и совсем не слышит и не говорит и не воспринимает звук “л”.
    Упражнения выполняем, язык тренирует, но результата не вижу.
    Когда что то рассказывает, говорит очень быстро и абсолютно непонятно, как будто каша во рту. Всегда его останавливаю и прошу повторить чётко. Окружающие его тоже не понимают и из за этого часто он не может донести информацию детям и взрослым. Все просто но с ним соглашаются и так и не понимают что он сказал. А ребёнок остаётся неуслышанным. Что нам делать?

  57. Добрый день! Подскажите пожалуйста, дочь родилась в срок, говорить начала отдельные слова в 8 месяцев, в 1,5 года говорила уже предложениями и очень четко. А потом к 5 начали пропадать многие звуки, как будто она их уменьшает. Ощущение , что она общается как бабушки с детками говорят. Когда говорю, делаю замечания, поправляет, но потом забывается и опять. Как можно это исправить?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *