Игры для развития речи

Игры для развития речи

Некоторые дети уже в два года довольно хорошо разговаривают, другие же малыши овладевают навыками разговорной речи значительно медленнее. Чтобы преодолеть задержку речевого развития, с ребенком необходимо регулярно заниматься. Причем эти занятия следует проводить в игровой форме.

В процессе формирования речи задействованы разные отделы головного мозга, а потому работать надо сразу по нескольким направления: обогащать словарный запас, развивать дыхание и артикуляцию, сенсорное восприятие ребенка, работать над мелкой моторикой. Вот лишь небольшой перечень игр, которые в этом помогут.

Жестовые и пальчиковые игры для самых маленьких

Начинать занятия с малышом можно с разучивания самых простых жестов и движений, сопровождая их словами.

• Задаем вопрос ребенку «Сколько тебе годиков?» и показываем пальцами количество лет.

• Грозим указательным пальцем и повторяем «Ай-ай-ай».

• Задаем вопрос «Как у тебя дела?» и показываем большой палец, направленный вверх.

• Движением головы вверх-вниз и в стороны показываем «да» и «нет»

• Показываем ребенку как ходит мишка косолапый, прыгает зайчик, летает птичка, щелкает зубами волк, просим его повторить движения.

Сенсорные игры для развития мелкой моторики

• Сортировка предметов — можно предложить ребенку разложить предметы по цвету, размеру или форме. Для сортировки подойдут бусины, кубики разного цвета, орехи в скорлупе нескольких видов, фасоль, макароны и другие мелкие предметы, которые можно объединить в группы.

Игры для развития речи

• Игра с водой — переливания воды из большей емкости в меньшие, наполнение емкости водой с помощью пипетки или груши.

• Игра с прищепками — необходимо из бумаги вырезать шаблоны (солнышко, ежика, елочку), а затем цепляя на них прищепки, сделать лучики солнышку, иголки ежику или нарядить елочку.

Артикуляционные игры

• «Прятки» – необходимо высунуть язык как можно дальше, а затем спрятать его, так повторить несколько раз.

• «Часики» – высовываем язык и двигаем ним из стороны в сторону.

• «Воздушный шар» – надуваем щечки как шарик, а затем пальчиками нажимаем на них так, будто шарик лопнул.

• «Лошадка» – изображаем лошадку с помощью цоканья языком.

• «Забор» – показываем зубки и говорим ребенку, что язычок прячется за забором.

• «Домик» – осторожно стучим по щечке малыша, повторяя «Тук-тук», при этом ребенок должен открыть ротик, затем говорим «Пока-пока» и ротик закрывается.

• «Вкуснятина» – высовываем язык и проводим ним сначала по верхней губе, потом по нижней.

Игры на развитие дыхания

• «Спустившее колесо» – соединяем руки перед собой, изображая колесо. Затем медленно выдыхаем, произнося звук «ш-ш-ш», и скрещиваем руки таким образом, чтобы левая рука легла на правое плечо, а правая рука — на левое.

• «Насос» – теперь накачиваем колесо, для этого руки сжимаем в кулаки и располагаем их перед грудью. Далее произносим звук «с-с-с» и одновременно наклоняемся вперед, опуская руки вниз. Повторяем эти действия несколько раз.

• «Громко и тихо» – произносим какой-нибудь звук сначала громким голосом, изображая большого медведя, а потом тихим, подражая маленькому медвежонку.

• «Дровосек» – скрещиваем руки над головой, будто держим топор. Затем, наклоняясь, опускаем их вниз и произносим звук «ух».

Занятия с логопедом

«Говорящий мяч»

Возьмите мяч и усадите ребенка напротив себя. Кидая ему мяч, произносите отдельный звук, слог или простое слово, например, «мяу». В ответ ребенок должен кинуть мяч вам и повторить этот звук.

«Кто в домике живет»

В заранее подготовленную коробку или мешочек складываем несколько животных. Затем задаем вопрос ребенку «Кто в домике живет?», привлекая его внимание. Далее достаем игрушку и вместе с ребенком проговариваем ее название, например, «Собака» или «Гав-гав», в зависимости от того, насколько развита речь малыша.

«Звуковая зарядка»

Под ритмичную мелодию выполняем простые упражнения, при этом проговаривая разные звуки. Например, произнося звук «а-а-а» хлопаем в ладоши над головой, при звуке «о-о-о» приседаем, говоря «и-и-и» наклоняемся вперед и т. д. Главное, чтобы выбранная музыка нравилась ребенку, а упражнения были простыми.

«Общие слова»

Эта игра для детей более старшего возраста. Она помогает не только развивать речь, но и мышление. Родитель произносит несколько слов, например, «роза, ромашка, тюльпан», а ребенок должен назвать общее слово, которое их объединяет – «цветы».

«Шаги»

Цель данной игры — увеличить словарный запас малыша. Ребенок становится на расстоянии 8-10 шагов от финиша. Затем родитель выбирает тему, в соответствии с которой ребенок будет произносить по одному слову, делая шаг по направлению к финишу. Темы могут быть разные, например, «Ласковые слова», «Цветы», «Животные», «Вежливые слова», «Все круглое», «Все мягкое» и т.д.

Занимаясь с ребенком, важно помнить, что игры для развития речи должны доставлять ребенку радость и соответствовать его возрасту.

Пройдите онлайн консультацию у эксперта проекта Анны Юрьевны

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *