Задержка развития речи у ребенка

задержка речи

Своевременное развитие речи – один из главных факторов правильного формирования детского интеллекта. Если речь появилась поздно или не появилась вовсе, имеет смысл говорить о задержке развития речи (ЗРР). Данная патология наблюдается у 10% детей, причем чаще всего у мальчиков.


Симптомы ЗРР

Родителям следует обратить внимание на следующие отклонения:

  • аномальное развитие ребенка в доречевой период (до 1 года) — отсутствие какой-либо реакции на громкие звуки и голоса, отсутствие лепетных звуков и гуления;
  • годовалый малыш не воспринимает речь;
  • малоактивные попытки полуторагодовалого ребенка в воспроизведении слов;
  • малыш в 1,5 года не может на слух выполнить элементарное действие, например, принести какой-то предмет или указать на него;
  • двухлетний ребенок не способен самостоятельно выговаривать слова;
  • невозможность ребенком в 2,5 года объединять слова в простейшие предложения;
  • общение трехлетнего ребенка «готовыми» фразами из мультфильмов, книг, при этом собственная речь отсутствует;
  • общение ребенка преимущественно при помощи мимики и жестов;
  • неправильное произношение звуков, искажение структуры слов, нарушение согласования слов в предложении детьми в возрасте от 3 до 5 лет.

Диагностика ЗРР

При подозрении у ребенка ЗРР необходимо провести обследование у группы специалистов, среди которых педиатр, невролог, психиатр, отоларинголог, логопед и психолог. Прежде всего педиатр должен оценить соматическое состояние ребенка, предварительно выявить возможные причины патологии и направить его к нужному специалисту.

Важно помнить, что диагностика будет включать три этапа исследований:

  1. Медицинское обследование — назначение электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, дуплексного сканирования артерий головы, компьютерной томографии или магнитно-резонансной томографии для обнаружения поражений детского мозга,  обнаружение тугоухости, наличия аденоидов или хронического отита.
    1. Логопедическое обследование — проверка моторного развития малыша, состояния его речевого аппарата, коммуникативной активности.
    1. Психологическое обследование — оценка общего психического состояния ребенка на основе различных тестов и шкал речевого и психомоторного развития.

По результатам диагностики определяют форму и степень ЗРР. Это необходимо для дальнейшего планирования и проведения коррекционной работы с ребенком.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *