
Логопед Анна Юрьевна Лозовая: Очень часто меня спрашивают, что делать при дефекте смягчения, либо наоборот, замене мягких звуков твёрдыми. Сначала я хотела просто поделиться собранным речевым материалом. Но поняла, что такая актуальная и непростая тема, достойна тщательного рассмотрения.
⠀
В конце обязательно будет речевой материал для эффективных занятий, который могут использовать и специалисты, и мамы дома.
⠀
А теперь давайте посмотрим, что такое “дефект смягчения” и как он проявляется в речи ребёнка.
В нашем языке работают два важных процесса:
⠀
Палатализация – процесс смягчения согласных, артикуляционно выражающийся в виде смещения языка вперед и вверх по направлению к твердому небу. Палатализованными звуками являются мягкие пары большинства согласных звуков: п’, б’, т’, д’, в’, ф’, к’, г’, х’, с’, з’, л’, р’, н’, м’, щ.
⠀
Веляризация – обратный процесс, суть которого заключается в смещении тела языка назад и вверх к мягкому небу. Веляризованными в русском языке являются, например, твердые губные и зубные звуки: б, п, в, ф, д, к, г, х, т, з, с, ж, ш, л, р, н.
⠀
В норме при становлении речи у маленького ребёнка преобладает смягчение согласных звуков, но к 4, максимум к 5 годам должен выработаться и адекватно применяться твёрдый вариант произношения.
Дефектным произношение можно считать, если:
⠀
– после достижения 5 лет в речи ребёнка тотально преобладают замены твёрдых на мягкие звуки (тяпки/тапки, лямпа/лампа, дём/дом, сёк/сок)
⠀
– при просьбе произнести слоговую пару “твёрдый-мягкий” ребёнок повторяет два примерно одинаковых, часто искаженных слога (та-тя/тя-тя, ма-мя/мя-мя, са-ся/тя-тя, ла-ля/вя-вя)
⠀
– ребенок путается не только в произношении, но и в определении смысла близких по звучанию слов (лук/люк, мыла/мила, выл/вил, ел/ель)
⠀
– замена в речи мягких звуков твёрдыми (дада/дядя, мач/мяч, тота/тётя)
⠀
Хотите узнать, что является причиной дефекта смягчения речи у малыша? Тогда оставляйте комментарии к данному материалу и я обязательно напишу пост о причинах дефекта смягчения.